Одни предприятия вышли из пандемии победителями — с расширенной клиентской базой, новыми направлениями и планами развития, повышенной лояльностью. Другие же находятся на грани закрытия или в глубочайшем кризисе. Виной тому ряд очевидных ошибок, которые допустили предприниматели.
Отсутствие онлайн-формата
«Если тебя нет в интернете, тебя нет в бизнесе». Этот закон известен давно, но пандемия доказала его действенность и особую актуальность. Бизнес без сайта или контактов в социальных сетях потерпел крах. Во время самоизоляции люди узнавали о новых сервисах и заведениях исключительно в сети, уделяли больше времени онлайн-покупкам.
В выигрыше оказались компании, которые вовремя адаптировали свои услуги под онлайн-формат, наладили виртуальную коммуникацию с целевой аудиторией, начали рекламироваться посредством контекстной рекламы и пустили все силы на развитие маркетинга, логистики и социальных сетей.
Нет запаса на черный день
Финансовая «подушка безопасности» важна как обычным гражданам, так и владельцам собственного бизнеса. Около 30% предпринимателей отметили, что причиной кризиса или даже полного краха компании стало именно отсутствие денежного запаса.
Теперь, в посткарантинную эпоху, значимость финансового буфера отметили представители и крупного, и малого бизнеса — особенно после того, как обнаружили несовершенство государственной программы поддержки предпринимателей.
Нежелание меняться
С наименьшими потерями пандемию пережили те предприятия и заведения, которые смогли оперативно адаптироваться к новой реальности. В первую очередь это рестораны, организовавшие собственную доставку, и магазины, предлагающие гуманные решения по обеспечению покупателей средствами защиты — масками, перчатками и антисептиками. Многие из вынужденных карантинных изменений получились настолько эффективными, что остались с бизнесом и после снятия ограничений. Например, некоторые кафе создали отдельные сервисы по доставке, которые успешно функционируют и сейчас.
Предприниматели, отказавшиеся от новых форматов или нерешившие рискнуть, продемонстрировали таким образом свою неспособность адаптироваться, что для бизнеса чрезвычайно важно.
Преследование личной выгоды
Наиболее корыстными во время пандемии себя проявили арендодатели, не желающие предоставлять скидки снимающим помещение предпринимателям. О каникулах или снижении стоимости просили 85% всех российских бизнесменов. К сожалению, пересмотра условий договора из них добились лишь 13%, остальные же оказались в крайне невыгодной ситуации, когда арендуемое помещение превратилось в склад или вовсе осталось пустым, а платить за него нужно было по прежней, докарантинной схеме.
Как следствие, площадки потеряли многих арендаторов, которые попросту не имели возможности оплачивать офис или производство. Можно надеяться, что это стало уроком для арендодателей самого разного уровня.