Начал действовать временный запрет на импорт бензина в Россию. Так правительство поддерживает спрос на отечественное топливо. Но автовладельцев вряд ли обрадуют последствия этого решения.
Временный запрет на ввоз топлива
В конце мая 2020 года Правительство России рассматривало предложение энергетического ведомства о временном запрете на ввоз всех видов топлива из-за рубежа. Начиная со вторника, 2 июня, это нововведение вступило в силу. Согласно принятому решению, до 1 октября 2020 года в Россию не может импортироваться бензин, дизтопливо, керосин и газойль. Эту информацию подтвердили представители Федеральной таможенной службы.
Что послужило причиной
Причина таких радикальных мер — общемировая тенденция к падению цен на нефть, начавшаяся в начале марта текущего года. В нашей стране резкое снижение стоимости нефти не отразилось на ценах на бензин, причина этому — автоматическое повышение налогов в нефтедобывающей отрасли.
Такая парадоксальная ситуация впервые сложилась в экономике крупной страны, и нашего государства в частности. В результате, импортное топливо стало привлекательнее отечественных аналогов, что могло привести к серьезному снижению спроса потребителей на российскую продукцию.
Как запрет скажется на цене
Ценообразование на отечественном топливном рынке уже давно не зависит от стоимости барреля нефти или уровня спроса на бензин. Решающий фактор — уникальная система регулирования этой отрасли, и, в первую очередь, налоги.
Несмотря на падение спроса на топливо из-за введения режима самоизоляции и общего снижения стоимости нефти, цены на популярные марки бензина остались неизменными: АИ-95 – около 46 рублей, а АИ-92 — около 42 рублей.
Большую часть этой суммы занимают акцизы и налоговые сборы. Если бы правительство допустило ввоз бензина из стран Евросоюза, то литр АИ-95 обошелся бы автовладельцам всего в 37 рублей. Еще выгоднее было бы покупать белорусское топливо, так ее нефтеперерабатывающие заводы получают российскую нефть без пошлин. Государство не могло допустить захвата столь важного сегмента экономики европейскими компаниями и одновременного падения спроса, и пошло на кардинальные меры.
По прогнозам аналитиков, ценовая политика в России по-прежнему будет регулироваться при тесном взаимодействии с госструктурами в полуручном режиме. Такое управление позволит стабилизировать нефтяной рынок, но избежать повышения цен на топливо не удастся.
Инфляция на внутреннем нефтяном рынке будет равняться среднему показателю для остальных сегментов экономики. Уже в начале года этот параметр существенно превышает прогнозы, а значит, цены на бензин к концу года поднимутся на 7-10%.
Этот неутешительный прогноз подтверждает и новый исторический максимум на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. На торгах, завершившихся 18 июня текущего года, цена за тонну отечественного бензина АИ-95 достигала рекордного значения в 57 тыс. рублей. Общий пророст за несколько летних недель составил более девяти процентов. Аналогично подорожали и АИ-92.