Вскоре должна завершиться работа над поправками в Федеральный закон №230, который регулирует защиту прав и интересов заемщиков при возврате ими просроченного платежа. Эти изменения также устанавливают границы действий коллекторов.
Поправки к закону
Внесение изменений в 230-ФЗ – одно из наиболее долгожданных новшеств на рынке потребительского кредитования. Должники неоднократно высказывали свое возмущение работой отделов взыскания банков и микрофинансовых организаций, а также коллекторов.
Внесение изменений в закон направлено на устранение нареканий заемщиков. Заключительный вариант документа разработала подкомиссия правительственной комиссии по административной реформе. Поправки подразумевают введение более жестких норм, направленных на регулирование и контроль деятельность коллекторских служб.
Кто попадает под действие законопроекта
Очень важный момент – в обновленном законе чиновники смогли сохранить краеугольный пункт, обозначенный в предыдущем варианте документа, который был представлен в июле. Этот пункт заключает в том, что надзорные мероприятия в отношении работы взыскателей будут распространены не только на агентства коллекторов, но и на микрофинансовые и банковские организации.
Участники рынка с самого начала проявили максимальное сопротивление введению такого положения. Однако из текста поправок следует, что представители исполнительной власти сумели защитить свою позицию. До этого были слухи о возможности исключения такого принципиального изменения из финальной версии проекта закона.
Таким образом, после вступления поправок в законную силу, взаимодействие микрофинансовых организаций и банков с должниками будет регулировать Федеральная служба судебных приставов.
Что изменится для должников
В Минюсте, который стоит за разработкой законопроекта, пояснили, что эти организации должны будут иметь для общения с заемщиками специальное техническое и программное обеспечение. В документе прописано, что с должниками могут проводиться личные встречи, телефонные переговоры.
Также кредиторы могут связываться с клиентами через текстовые, голосовые, телеграфные и иные сообщения, доставляемые до адресата путем электросвязи. Важным аспектом здесь является возложенная на департаменты взыскания долгов обязанность вести аудиозапись всех эпизодов прямого взаимодействия с последующим хранением записи на протяжении двух лет.
Евгения Лазарева, возглавляющая проект «За права заемщиков», заявила, что измененный 230-ФЗ создаст единый контроль и прозрачную схему не только профессиональных коллекторских служб, но и финансовых организаций.
Помимо того, закон будет лимитировать взаимодействие должника и взыскателя, исходя из видов контактов между ними. Для кредиторов этот лимит может вылиться в ощутимые санкции. Так, руководство Федеральной службы судебных приставов может наложить запрет на один или сразу несколько типов личного взаимодействия. Однако такое ограничение по своей продолжительности не может превышать 60 дней.
Проект также предполагает простую схему отказа должника от общения с кредитором. О своем нежелании заемщик может сообщить как заказной корреспонденцией, так и через нотариуса. А также будет доступен вариант с отправкой электронного письма с адреса, обозначенного в документах. Уже на следующий рабочий день взыскатель обязан прекратить взаимодействие с заемщиком.
Внесение поправок также изменит процедуру использования персональной информации и информации о сумме просрочки. Должник сможет заявить о своем согласии на передачу таких данных третьим лицам только в момент заключения договора. Изменить свое решение заемщик сможет через электронную почту, но только с заранее сообщенных адресов.
Помимо этого, изменения затронут и молодежь – разглашение конфиденциальных данных будет запрещено не только на месте работы, но и учебы. А на третье лицо, которое сделает данные общедоступными, закон накладывает обязанность возместить как убытки, так и моральный ущерб.
В Банке России заявили, что регулятор позитивно смотрит на ужесточение контрольно-надзорных методов влияния на сектор возвращения просроченных долгов.