Зайдя в супермаркет, каждый покупатель становится непосредственным участником игры «продуманный маркетинг». Разумеется, всем хочется чувствовать себя независимыми в принятии решений, однако теперь это уже не представляется возможным: вкусы и предпочтения потребителей постоянно подвергаются тщательному изучению и анализу со стороны продавцов (например, «Пятерочки»). Так фрукты и овощи традиционно размещают у входа в продуктовый не просто так, а с определенной коммерческой целью.
Почему на входе в супермаркет лежат фрукты и овощи?
Научная дисциплина под названием «Маркетинг» зародилась относительно недавно, тем не менее за короткое время своего существования она успела выработать незыблемые постулаты в виде законов рынка и основ потребительских предпочтений.
Существует негласное правило: чем быстрее покупатель положит в корзину первый продукт, тем больше вероятности, что всю свою покупку он осуществит именно в этом магазине и не уйдет из него, так ничего и не купив. В связи с этим крупные продуктовые магазины прикладывают максимум усилий на то, чтобы покупатель не ходил долго по торговому залу с пустыми руками.
Ключевые принципы выкладки товара (мерчандайзинга) давно подтвердили тот факт, что овощи и фрукты просто обязаны быть первым, что мы видим при входе в магазин: у этих продуктов самый большой процент попадания в чек. Дорогостоящие сыр или морепродукты покупаются значительно реже, по сравнению с морковью, капустой и яблоками по причине низкой цены и высокой частоты употребления последних.
Другие уловки продуктовых магазинов
Не трудно заметить, что для выбора товаров повышенного спроса нам часто приходится проделывать путь через весь магазин. Вряд ли кто-то покупал все необходимое сразу в одном углу торгового зала. Взвесив картошку, покупатели отправляются за маслом для ее жарки. Для этого потребуется пройти через отделы со снеками, минеральной водой или товарами для животных: маркетологи не могут позволить закончить покупки слишком быстро.
Такой же схемы придерживаются, когда делают пол в торговом зале не идеально ровным. В итоге тележка будет постукивать на препятствиях и отвлекать от поиска товаров из списка необходимых покупок – посетители примутся рассматривать яркие и бросающиеся в глаза акционные предложения. Даже направление движения людей от входа к кассе предусматривает перемещение против часовой стрелки. Приятная музыка и аромат свежей выпечки еще больше располагают к наполнению корзинки совсем ненужными продуктами, которые вы и не думали сегодня брать.
Тем, кто хочет немного сэкономить деньги, рекомендуем опустить взгляд и посмотреть на нижние полки: чаще всего магазины выкладывают свои самые дорогие и брендовые товары на уровне глаз. Однако при покупке хлопьев или других сухих завтраков обратите внимание, что дорогие товары, наоборот, будут находиться на нижних полках. Причина состоит в следующем: таким образом дети сразу заметят любимые лакомства и попросят родителей их купить.
При помощи подобных уловок современные маркетологи и зарабатывают деньги на несведущих покупателях, вынуждая увеличивать собственные расходы на продукты первой необходимости.