Покупателям часто неизвестны их права, особенно если магазины пытаются навязать правила, не закреплённые в законодательстве. Рассмотрим, какие именно из ваших неотъемлемых прав могли быть вам неизвестны.
Не показывать свои вещи охраннику
Охрана не может требовать, чтобы покупатель показывал содержимое сумки на входе или выходе.
Проверять личные вещи уполномочены только работники полиции. Если охранник уверен, что вы совершили кражу, он должен вызвать полицию.
Это невозможно без веских причин: например, вы на глазах охранника спрятали товар, взятый с полки, или на вас сработала сигнализация. Простого подозрения недостаточно. До приезда полиции охранник имеет право вас задержать, но сам досматривать не должен.
Платить ровно столько, сколько на ценнике
Если на кассе обнаружилось, что продукция продаётся по другой цене, вы не обязаны платить больше.
Если кассир настаивает, вы можете сослаться на статью 10 закона «О защите прав потребителей, которая гласит, что покупателю следует своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах.
Ценники в данном случае рассматриваются как публичная оферта: если продавец задал определённые условия, он должен их соблюдать.
Не сдавать свои вещи в камеру хранения
Вас могут попросить оставить вещи в специальной ячейке, но требовать этого не имеют права, независимо от вида и размера вещей. Возможно, вас будут убеждать в обратном, ссылаясь на внутренние распорядки магазина.
Помните: внутренние правила не должны противоречить законодательству.
Однако если у вас есть с собой вещи, аналогичные тем, которые продаются в данном магазине, лучше предупредить об этом охрану или продавцов во избежание недоразумений.
Оставляя вещи в камере хранения, имейте в виду, что ответственность за них лежит не на вас, а на магазине.
Не платить за разбитый товар
Если вы случайно разбили что-то в магазине, не беспокойтесь: спрашивать с вас за это деньги никто не в праве. Стоимость товара вы возмещать не обязаны.
Магазин может требовать оплаты только в том случае, если в судебном порядке докажет, что ущерб вы нанесли умышленно.
Оформить возврат некачественного товара
Если вы обнаружили, что приобретённая вами продукция ненадлежащего качества, вы можете её вернуть. Это относится даже к таким категориям товаров как техника, печатная продукция, еда и лекарства.
Чтобы вернуть товар, вам не обязательно предъявлять чек, но наличие свидетелей, которые подтвердят покупку, пригодится.
Фотографировать, если нужно
В РФ нет запрета на проведение фотосъемки товаров. Если сотрудник мешает фотографировать, сошлитесь на Гражданский кодекс.
У вас есть право делать снимки и продукции, и персонала – закон позволяет без согласия фотографировать человека в общественных местах, если он не является основным объектом съемки.
Кроме того, у вас есть право на осуществление съемки в том случае, если ваши права нарушены, и вы хотите это зафиксировать.