2020 год внес коррективы в работу всего коммерческого бизнеса, заведения закрываются из-за убытков. Кто-то подстроился под экономические изменения и начал зарабатывать еще больше. Некоторые переезжают в другой город и продают свои точки, а кто-то уходит в другую нишу. Ну и есть неликвид, о котором вам никто не скажет.
Какой бизнес есть на «Авито»
В разделе «Готовый бизнес» на этом сайте выставлено порядка 30 тысяч постов по все территории России. Продажи по франчайзингу и с нуля растут уже несколько лет, но в этом году поднялись еще выше.
Самые популярные и востребованные ниши — это сфера услуг, торговля и общепит.
Небольшие продовольственные и товарные магазины начали массово открываться еще 5 лет назад, так как для старта проекта потребуется не так много вложений и дивидендов.
Система работы по франшизе популярна среди покупателей. Вы получаете готовый бизнес-план, видите доход в цифрах на других точках и работаете по системе. Таких объявлений здесь больше всего.
Парикмахерские или салоны красоты пользуются спросом среди населения. Есть шанс сделать клиентскую базу, которая потом будет залогом стабильного дохода. И плюс здесь в том, что можно начать с маленького помещения и понять, ваше ли это. Цены стартуют от 200 000 рублей, а салон вместе с помещением можно купить за 15-25 млн рублей.
Рестораны сдают в аренду от 200 000, а вот купить готовое заведение можно как за 1 миллион, так и за 100 миллионов рублей. Все зависит от расположения, площади, оборудования и статуса ресторана. Можно найти любую кухню, с которой вам хочется работать: грузинская, европейская, китайская, азиатская и т. д. Но геолокация ресторана играет ключевую роль при покупке.
Чего стоит остерегаться
Рассказы о прибыли компании очень вдохновляют, но нужно знать, какие трудности возникнут спустя месяц работы.
Чистая прибыль может быть ниже, чем указано в документах и сметах. Рентабельность падает, а не многие рискнут брать помещение под реконструкцию.
Начальник вместе с деньгами заберет опытных сотрудников, весь клиентский поток и наработки в другой проект, а вы останетесь у разбитого корыта.
Репутация места среди гостей и покупателей — та переменная, на которую вы не сможете повлиять. Никто не будет знать, что произошел ребрендинг и сменилось руководство. Но отзывы негативно скажутся на работе и заработке, так как объявления на «Авито» никто не проверяет.
Просите документальное подтверждение выручки за прошедший год, выписки с налоговой и пенсионного фонда об отсутствии долгов.
Задолженности могут быть перед поставщиками, персоналом, арендодателя, социальными службами. Существует риск получить бизнес вместе с неисправным оборудованием, у которого давно не было капитального ремонта.
Как проверить бизнес перед покупкой
Если самостоятельно не разбираетесь в юриспруденции, то попросите помощи бухгалтера, юриста, аудитора. Не покупайте бизнес в той нише, в которой не разбираетесь и которую не любите — вы не сможете увидеть проблемы.
Ищите официальную информацию на сайте проверки контрагентов, чтобы просмотреть все данные о компании и владельце. Узнайте в судебных службах о спорах, долгах компании, которые от вас могли утаить.
Поговорите с будущим арендодателем, нет ли просрочки по выплате, бывали ли задержки и по какой причине. Пообщайтесь с соседями, может, они видели странные происшествия рядом с заведением.
Запрашивайте бухгалтерский отчет и справку из налоговой, чтобы знать, какие суммы могли скрыть, какая налоговая доля. Изучите кадровую информацию, чтобы сотрудники были официально устроены и получали «белую» зарплату.
Если видите текучку персонала, то это повод задуматься, в чем может быть причина. Проверьте сертификаты поставщиков и условия сотрудничества с ними, некоторые из них могут быть невыгодными.
Изучите активы компании: оборудование, недвижимость, инструменты, техника. Убедитесь в работоспособности всех составляющих, кому это принадлежит и перейдет ли в вашу собственность. Мониторьте все социальные сети и сайты отзывов, там много полезной информации.
И последнее — приходите на стажировку или попросите друзей узнать функционал и проблемы изнутри. Общайтесь с сотрудниками, смотрите на выручку и систему в целом.
Тщательно взвешивайте каждое решение, чтобы не остаться у разбитого корыта.