Год 2018 может превзойти 2017 год по объёму инвестиций в ICO, утверждают аналитики из Tokendata. В прошлом году стартапы с помощью первичного размещения токенов привлекли 5,7 млрд. долларов в общей сложности.
Однако рынок движется в сторону неблагоприятную для рядового инвестора: 84% всех собранных средств (1,63 из 1,97 млрд.) привлекаются, как правило, на закрытых предпродажах для крупных инвесторов, и лишь оставшиеся 16% доходят до широкой публики. При этом в исследовании не учитываются результаты по пресейлу, возможно, самого крупного ICO в истории – Telegram Ton (850 млн. долларов от крупных игроков за закрытыми дверями).
А ведь когда всё начиналось, такой способ краудфандинга позиционировался как наиболее демократичный, ориентированный на самые широкие группы населения. Сегодня же, при таком положении дел, богатые только становятся богаче, отбирая у рядовых инвесторов возможность принять участие в сборах на равных условиях.
Благодаря значительным скидкам на пресейлах крупным инвесторам куда проще приумножить свои капиталы, нежели тем, кто вкладывается в токен с момента его выхода на биржу.
Таким образом, ICO перестало быть демократичным: публичные продажи отодвинули на второй план, а основные сборы приходятся на закрытые пресейлы, и в итоге у массового вкладчика выбор невелик.
И хоть ICO набирает обороты, в реальности прибыль снова остаётся в руках 1% богачей со связями и внушительным капиталом.