Между тем, всё это отчасти иллюзия. Менее 1% всего населения Земли владеет каким-то количеством цифровых денег. Ситуация с криптовалютой сегодня напоминает технический бум в 1994 году.
E-mail и Bitcoin
С момента своего изобретения в 1972 году Рэем Томлинсоном, электронная почта долгое время удерживала позиция единственного «убойного приложения» интернета. Появление биткоина и первого блокчейна в январе 2009 года вызвало похожую реакцию. Децентрализованная система биткоина стала единственным «убойным приложением» на блокчейне в течение многих лет.
Прошло 15 лет, прежде чем электронная почта вырвалась из круга инженеров-любителей и дошла до массового пользователя. Поспособствовало этому три фактора:
- Технология развилась и приобрела функции, ценные для пользователя.
- Появились интерфейсы для удобной работы с почтой.
- Со временем расширилась пользовательская база, всё больше людей осваивало технологию.
Давайте теперь взглянем на биткоин. По аналогии с e-mail, первые годы (с 2009 по 2016) криптовалюта была, как правило, лишь игрушкой в узкой среде специалистов. Какой-то сдвиг наметился в 2013 году, когда Coinbase сделали BTC чуть доступней для не подкованных пользователей. Однако оставалась масса проблем технического характера: непреднамеренные харфорки, почти отсутствовали удобные интерфейсы, сеть была мала. В 2017 году ситуация уже диаметрально противоположная: биткоин стал надёжным инструментом оплаты, в городах появляются банкоматы, а инвесторы со дня на день ожидают появления биткоин-фьючерсов.
Наподобие e-mail в 1994 году, ценность первой криптовалюты сегодня высока. Она даёт возможность без посредников перемещать деньги по всему миру и хранить свой капитал в защищённом от цензуры и власти месте. Технология почти готова к широкому использованию, при этом она находится на очень ранней стадии кривой принятия. Ограниченная сеть пользователей мешает популяризации: мало кто может отправить биткоин, что и заставляет многих сомневаться в полезности.
Сайты и цифровые деньги
Вы помните, когда заработал первый сайт? В 1991 году, а первый браузер появился два года спустя, открыв доступ к 130 существующим в то время сайтам. Всего через год число сайтов увеличилось до 2738.
Как и в случае с сайтами в 1994 году, варианты использования цифровых денег уже есть, но пока на ранней стадии. Первые интернет-магазины того времени обычно терпели неудачу: слишком мала была база пользователей интернета, и доверие к новой технологии было близким к нулю. Потребовалось время, чтобы интернет-торговля расцвела во всей красе.
Похожими «детскими болезнями» сейчас переболевает криптовалюта. У пользователей пока мало доверия к ней, есть сомнения по поводу безопасности, отсутствует базовая инфраструктура. И, возможно, люди ещё не готовы к изменениям в привычном укладе жизни.
Криптовалюта взрослеет и развивается. Приобретает больше доверия, появляются интерфейсы, растёт сеть пользователей. Однако в глобальном масштабе её влияние по-прежнему эфемерно – менее 1%. Если собрать все криптовалюты, их рыночная стоимость составит менее половины капитала Facebook и 1/25 от стоимости золота.
Что же остаётся инвесторам, которым не терпится уже сейчас вкладываться в проекты? Сосредоточиться на «зрелых» технологиях, с уже созданной инфраструктурой (или которая будет создана в ближайшее время). А также на производителях оборудования, которые создают инфраструктуру для будущего массового использования.
Стоит помнить: криптовалюта и блокчейн находятся на ранних этапах глобального принятия. Мы уже не на старте, но и не на финише веб 1.0 1999 года. Нам выпало время, в чём-то напоминающее 1994 год.