Гражданам России придется еще один год ожидать полагающихся им выплат. В середине октября 2020 Государственная дума в 18-й раз отложила компенсацию вкладчикам Сбербанка СССР.
Закон о компенсации сбережений
В 1995 году Госдумой был принят амбициозный закон, по которому все вклады, размещенные в Сбербанке до 20 июня 1991, будут компенсированы вкладчикам. При этом расчеты будут производиться путем соотношения текущей стоимости отечественной валюты и некоего набора социальных продуктов и услуг, существовавшего в 1991.
Это понятие называется «долговой рубль» и приравнивается к целевым долговым обязательствам государства.
Возмещение планируется производить в полном объеме, не только по вкладам, но и по договорам страхования физических лиц и приобретенным государственным ценным бумагам.
На сколько перенесены выплаты
Но обещания превзошли возможности бюджета страны, по этой причине Государственная Дума уже в 18-й раз продлевает мораторий на подобные компенсации. Впервые это было сделано еще в 2003 году. В текущем году законотворцы отдалили срок выполнения обязательств до 1 января 2023.
Более ответственно относится к вопросу компенсаций сам Сбербанк. Он возвращает пострадавшим вкладчикам их накопления, но только в ограниченном объеме.
Для получения средств заявитель должен отвечать двум обязательным требованиям:
- год его рождения должен приходиться на период с 1945 по 1991;
- вклад должен быть открыт не позднее 20 июня 1991.
Фиксированная сумма в 6 тысяч рублей выплачивается наследникам умерших вкладчиков. Размер накоплений на счету не имеет значения.
Почему не выплачивают деньги
Из-за применения понятия «долгового рубля» и растущей инфляции сумма выплат, которые государство должно перечислить пострадавшим вкладчикам, ежегодно увеличивается.
Начиная с 2002 года, она выросла в 1,5 раза — с 31 триллиона рублей в 2002 до 48 триллионов в 2021. К концу 2023 этот показатель будет равняться 52 триллионам.
Эта сумма является непомерной нагрузкой для государственного бюджета. Так, например, его доход в 2021 составит 18 трлн рублей, а расход — 21 трлн рублей. Долговые обязательства превышают эти показатели практически в три раза.
Еще одна проблема в выплатах основывается в отсутствии правового регулирования понятия «долгового рубля». В настоящее время не существует законодательных актов, которые бы однозначно регламентировали порядок его применения и варианты обслуживания возникающих при этом обязательств.