Какой транспорт развивать — личный или общественный? В современном мире давно сделали выбор в пользу второго, ведь массовый транспорт, в отличие от автомобилей, может перевозить большее количество пассажиров, поэтому наносит меньше вреда экологии и позволяет снизить количество заторов на дорогах.
Предложение Минтранса
Общественный транспорт в России станет бесплатным — с такой инициативой выступил Минтранс. По задумке чиновников затраты на этот проект будут восполнены за счет автовладельцев. Так, ожидается, что с 2025 года введут обязательную плату за передвижение по региональным дорогам, а с 2035 года — за передвижение внутри городов.
Введение подобной платы должно заменить акцизные сборы на топливо и транспортный налог. А вот хватит ли собранных денег на финансирование общественного транспорта — вопрос без точного ответа.
Зачем это нужно
Стратегия Минтранса рассчитана на то, чтобы жители больших городов пересели с личных автомобилей на городские автобусы, троллейбусы, метро. По мнению специалистов, внедрить систему, при которой пассажир ничего не платит, а финансовая нагрузка перекладывается на налогоплательщика — возможно. Однако, в долгосрочной перспективе логичность этой системы сомнительна.
Инициатива чиновников исходит из того, что автомобилисты, которых сегодня очень много, будут оплачивать проезд пассажирам городского транспорта.
Но если лет через 15 лет количество автовладельцев значительно уменьшится, то финансовая эффективность проекта Минтранса не столь очевидна.
А как в других странах
В начале этого года Люксембург предоставил гражданам право бесплатного проезда в общественном транспорте. А два года назад власти Эстонии в 11 из 15 уездов (областей) страны ввели бесплатный проезд на автобусах. Причем в Таллине общественный транспорт стал бесплатным еще в 2013 году.
Оглядываясь на европейский опыт, эксперты говорят о том, что, в отличие от Европы, инфраструктура в России развита слабо. В такой ситуации разговоры о бесплатном транспорте преждевременны.
Большая часть российских городов не занимается развитием сферы перевозок. Муниципалитеты отдали этот кластер на откуп маршруткам и отошли от дел.
В мировой практике также есть примеры, когда за въезд в город на собственном автомобиле необходимо внести определенную плату. Такая система, например, действует в центре Лондона.
По мнению Виктора Похмелкина, занимающего пост председателя «Движения автомобилистов России», Минтранс не пойдёт на реализацию задуманного. Как минимум из-за того, что это поднимет волнения в обществе.
Похмелкин считает, что за счет одной категории граждан хотят решить проблемы другой категории, что с социальной точки зрения, является несправедливостью. Активист отметил, что такая стратегия политически «самоубийственна».